Одним из основных методов размещения заказов на исполнение проекта являются подрядные торги, при которых выбор исполнителя (подрядчика, поставщика, управляющего проектом) производится на конкурсной основе. При этом в качестве предмета торгов могут выступать подряды на поставку и услуги, в том числе:
- реализацию проектов различного масштаба и сложности;
- выполнение отдельных этапов проектов (проектных, инженерно-изыскательских и исследовательских, конструкторских, строительных, монтажных, пусконаладочных и других работ, включая ТЭО);
- управление проектом;
- поставку комплектного технологического оборудования, в том числе на условиях сдачи «под ключ»;
- прочие поставки и услуги, в том числе услуги консультантов.
По способу проведения и отбора претендентов различают торги: подрядные с предварительной классификацией участников и без таковой, с участием иностранных оферентов и без участия таковых, гласные и негласные (открытые и закрытые).
В случае проведения открытых торгов объявление о них публикуется в официальных периодических изданиях за 2-6 месяцев до срока представления оферт — формальных предложений заключить сделку с указанием всех необходимых условий. Объявление обычно содержит следующую информацию:
- наименование заказчика и организатора торгов;
- краткую характеристику проекта;
- ориентировочные объемы и сроки выполнения работ;
- условия исполнения контракта и получения тендерной документации;
- срок представления оферт пакета документов.
При проведении закрытых торгов сообщение о предварительной квалификации содержится в приглашениях, направляемых по решению организатора торгов или тендерного комитета в адрес потенциальных претендентов. Чаще всего такие предложения передаются одному-двум подрядчикам.
Основными участниками торгов являются:
- заказчик — лицо, для которого выполняется проект (объект торгов);
- организатор торгов —лицо, которому заказчик поручил проведение торгов;
- тендерный комитет — организация, фирма, консорциум (отечественный или международный), от чьего имени подана заявка;
- оферент — претендент, который прислал тендерное предложение (оферту), подкрепленное банковской гарантией и содержащее согласие участвовать в торгах на условиях, изложенных в тендерной документации.
При проведении торгов в функции заказчика входит следующее:
- принятие решения о проведении подрядных торгов;
- определение лица, которое будет организатора торгов;
- контроль за работой организатора торгов и участие в работе тендерного комитета через своего представителя;
- установление окончательных условий договора и заключение его с победителем торгов.
Заказчик должен обладать потребными инвестиционными ресурсами или правом распоряжения ими в необходимый период времени, подтвержденным соответствующим финансовым документом.
Функции организатора торгов включают:
- подготовку документов для объявления торгов, публикацию объявления и рассылку приглашений;
- формирование тендерного комитета;
- руководство деятельностью тендерного комитета и привлекаемых инженерно-консультационных организаций в части подготовки тендерной или другой необходимой документации и контроль за этой деятельностью;
- утверждение результатов торгов;
- рассмотрение апелляций о пересмотре решений тендерного комитета;
- ликвидацию тендерного комитета;
- несение всех расходов по подготовке и проведению торгов.
Организатор торгов обязан иметь статус юридического лица и лицензию на право проведения торгов. Пределы его прав и обязанностей устанавливаются в договоре на организацию и проведение торгов.
В условиях недостаточного развития рыночных отношений торги проводят, как правило, государственные и муниципальные органы управления.
Тендерный комитет исполняет следующие функции:
- собирает заявки на участие в торгах и на предварительную квалификацию;
- проводит предварительную квалификацию претендентов;
- организует разработку и распространение тендерной документации и решает вопросы изменения этой документации;
- знакомит претендентов с тендерной документацией и дает необходимые разъяснения;
- обеспечивает сбор, регистрацию, хранение и оценку представленных оферт;
- осуществляет процедуру торгов и ее оформление;
- рассматривает возможные споры, претензии участников торгов;
- определяет победителя или принимает иное решение по результатам торгов и представляет их на утверждение;
- публикует в средствах массовой информации отчет о результатах торгов.
Тендерный комитет самостоятельно разрабатывает и утверждает регламент своей работы.
Претендент имеет право:
- получать от тендерного комитета исчерпывающую информацию об условиях и порядке проведения подрядных торгов;
- обращаться в тендерный комитет с просьбой об отсрочке представления оферты в письменном виде.
Лицо приобретает статус претендента с момента обращения в тендерный комитет для участия в торгах.
Статус претендента утрачивается лицом в следующих случаях:
- по желанию претендента — на любой подготовительной стадии;
- вследствие непрохождения предварительной квалификации от внесения первого задатка к моменту представления оферты;
- вследствие нарушения претендентом утвержденного положения или известных ему условий торгов.
С момента регистрации оферты претендент приобретает статус оферента, который может прислать встречное предложение (альтернативный вариант), повышающий эффективность.
Различают твердую и свободную оферту.
Твердая оферта адресуется только одному покупателю и содержит указание срока действия предложения, в течение которого продавец не может изменять условия и делать предложения другим лицом. Неполучение ответа от покупателя в течение установленного срока равносильно его отказу и освобождает продавца от сделанного предложения.
Свободные, или инициативные, оферты делаются продавцом без всяких обязательств и могут быть направлены сразу в несколько адресов. Они не содержат указаний о сроке действия и никоим образом не связывают оферента. К ним могут прилагаться рекламно-информационные материалы (проспекты, каталоги и др.). Согласие покупателя с условиями оферты не означает заключения контракта.
В сделках с традиционными партнерами используются, как правило, твердые оферты.
Оферта, как правило, состоит из трех разделов: «Сведения об организации», «Коммерческая часть», «Техническая часть».
Раздел «Сведения об организации» включает: полное наименование организации, ее реквизиты (адрес, номер телефона, телефакса, счета в банке и др.); профилирующее направление деятельности; заверенные копии регистрационных и уставных документов, лицензии на определенные виды деятельности; данные о структуре организации (фирмы), наличии филиалов и дочерних организаций; информацию о составе и квалификации работников; характеристику финансового положения и сведений о платежеспособности; отзывы заказчиков, подтверждающие опыт претендента и его способность выполнить представленные на торгах работы.
«Коммерческую часть» оферты составляют: цены, предлагаемые оферентом за предметы торгов; условия их пересмотра; порядок, виды и способы внесения платежей; предполагаемая форма оплаты; условия финансирования и кредитования.
«Техническая часть» оферты содержит: схемы и графики производства работ; условия поставки строительной техники и технологического оборудования; календарные планы выполнения работ; состав привлекаемых материальных и трудовых ресурсов; режим рабочего времени, обеспечение кадрами и др.
Решение о назначении и времени проведения подрядных торгов обнародуется заказчиком путем издания официального распорядительного документа: приказа, постановления, распоряжения и т. д. В этом документе заказчик определяет подразделение своей организации, которому поручается выполнение функций организатора торгов, и назначает лицо, ответственное за эту работу.
В качестве организатора торгов также может выступать любая специализированная фирма, имеющая лицензию на данный вид деятельности. В подобном случае заказчик заключает с ней договор, в котором определяются права и обязанности договаривающихся сторон и условия выполнения ими предмета договора.
В целях подготовки и проведения торгов заказчик (или организатор торгов) формирует тендерный комитет, привлекая собственных специалистов, представителей научно-исследовательских, проектных, инженерно-консультационных и других организаций, отдельных консультантов и экспертов на основании заключенных с ними договоров в соответствии с действующим законодательством.
Тендерный комитет самостоятельно разрабатывает регламент своей работы, руководствуясь нормативно-правовыми документами РФ, подготавливает и публикует объявления о торгах.