Структура рынка определяется количеством и размером представленных компаний, а также условиями выхода на этот рынок и степенью дифференциации продукции. Большое число производителей товаров и услуг обязательно будут конкурировать друг с другом для удовлетворения желаний и потребностей большого числа потребителей. Конкурентные рынки являются одним ключевых элементов в маркетинге.
4 типа конкурентных рынков
В классической экономической теории различают четыре типа конкурентных рынков:
- Монополия: Отраслевая структура, где одна компания производит продукт, для которого не существует очевидных заменителей. Монополисты назначают цену. Присутствуют большие барьеры для выхода на рынок и ухода с него. Поэтому монополии, чтобы обеспечить свою прибыль, будут пытаться сохранять и поддерживать эти барьеры.
- Монополистическая конкуренция: Структура рынка, в которой имеется большое количество компаний каждая из которых обладает небольшой долей рынка и отчасти дифференцированными продуктами. Есть очевидные заменители для продукции любой такой фирмы. Поэтому конкуренты обладают небольшим контролем над рыночными ценами. Существуют относительно незначительные барьеры для выхода на рынок или ухода с него. Присутствует явная возможность добиться большого успеха, которая «приглашает» новых конкурентов в монополистическую отрасль.
- Олигополия: Отраслевая структура рынка, в которой есть несколько фирм, производящих дифференцированные продукты, отличающиеся друг от друга в широком диапазоне: от незначительной степени до кардинальной. Каждая компания является достаточно большой по своей доли рынка, чтобы оказывать значительное влияние на отрасль в целом. Существуют большие барьеры для выхода на рынок.
- Совершенная или идеальная конкуренция: Отраслевая структура, в которой есть много небольших фирм, не способных влиять на всю отрасль в целом и выпускающих однородную продукцию. Конкуренты вынуждены принять цену, сформированную рынком. Барьеры выхода на рынок или ухода с него – не значительные.
Конкурентные рынки: условия для формирования
Для формирования конкурентных рынков по описанной типологии должны существовать необходимые условия:
- Наличие прибыли. Это главный стимул для выхода компании на рынок. Основы экономической теории утверждают, что прибыль формируется тогда, когда фирмы способны получить доход, который превышает расходы на производство. Однако более продвинутая микро экономическая теория предлагает два определения прибыли — нормальная и сверхприбыль:
- Когда доход определяется ценой, в которой заложены нормированные расходы значительно ниже, чем по отрасли в целом, то можно заработать сверхприбыль.
- В любом другом случае, компания может рассчитывать на нормальную прибыль.
- Сокращение запасов продуктов. Очевидно, что после реализации продукта, запасы на складах должны сократиться. В конце концов, запасы должны сократиться до 0, после чего цена сможет подняться. Более высокие цены создать стимул для производителя увеличить свое производство.
- Соперничество среди потребителей. Потребители должны конкурировать друг с другом для получения льгот и дополнительной выгоды для себя. Это условие естественно коррелируется с предыдущим. Многие экономисты считают, что это будет еще один способ объяснить необходимость усилить конкуренцию, когда запасы сократятся.
- Возможность установления исключительных прав. Важный аспект, позволяющий исключить потребителей из процесса получения выгоды от покупки. Если нет коммерческой выгоды, то может возникнуть ситуация, при которой для компании исчезнет главное условие – мотив прибыли. Стоит ли заниматься производством фильмов, если их можно скачивать бесплатно?
- Возможность потребителя отказаться от приобретенного продукта. Это необходимое условие, при котором потребители могут отказаться от товаров и услуг, если они не хотят их покупать или просто не нуждаются. Например, работник супермаркета не может самовольно выкладывать в корзину покупателя нежелательный продукт и ожидать от него оплаты за такой товар на кассе.
Когда создаются условия, удовлетворяющие описанным выше, формируются конкурентные рынки, позволяющие продавцу взымать рыночную цену с покупателя, а покупатель имеет возможность самостоятельно принять решение, стоит ли ему расставаться со своими деньгами или нет.